Что делать с детскими страхами?

Что делать с детскими страхами?

Дети испытывают страхи чаще, чем мы думаем. Более того, на каждый случай открытого страха, приходится несколько случаев страха скрытого. Как мы, взрослые, реагируем на детские страхи? Чаще всего мы пытаемся объяснить ребенку, что не нужно бояться, или, что причин к возникновению этого чувства не существует в реальности. И дети обучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить родителям и не расстраивать их своими переживаниями. Но ведь невыраженные чувства, всегда будут искать повод «материализоваться». И они проявляются в замаскированном виде – как соматические симптомы, как агрессия, как замкнутость…
Замечали ли Вы, что ребенок, словно завороженный, ищет встречи со своим страхом, стараясь встретиться с ним в безопасном пространстве, которым и является ваше присутствие рядом? Например, чтобы вы читали ему сказку о страшном волке три раза подряд. Или каждый вечер рассказывали ему, как в детстве боялись и победили страх темноты. Такое поведение – интуитивно выбранный механизм совладания детской психики со страхом.
С детьми нужно разговаривать о том, что их пугает. Малыш нуждается, чтобы все его страхи признавались, принимались и уважались. Проявляйте интерес к его переживаниям. Даже просто рассказывая о том, чего боится, ребенок «исследует» свой страх и учится обретать силу с этим справляться.
Игра – это основной вид деятельности ребенка, она же и форма «самотерапии». Предложите поиграть в ситуацию, которая пугает малыша, выберите героя, придумайте вместе сюжет, задавайте уточняющие вопросы, спросите, что могло бы помочь герою в такой ситуации.
Сочините вместе с ребенком сказку о ситуации, перекликающейся с его проблемой-страхом. Главное в такой сказке – это подчеркнуть сильные стороны вашего малыша, его достоинства: ребенок легко теряет перспективу и погружается в чувствование, а вместе со страхом могут придти бессилие и никчемность. Сказка создает чувство опосредованности происходящего, его безопасности, и у малыша появляется возможность по-другому взглянуть на ситуацию. Вспомните сказку про Мальчика-с-пальчик: маленький, но какой сообразительный… Используйте юмор в своей сказке, он помогает снять напряженность описываемой ситуации.
Вас, как родителей должны насторожить ситуации:
• когда страх носит неопредмеченный характер, т.е. ребенок боится, но не может назвать, что его пугает;
• когда один страх исчезает, но на его место приходит другой (например, боялся темноты, перестал, но стал боятся пауков и т.д.);
• когда в процесс переживания страха включается телесное реагирование (ребенок часто просится в туалет, плохо засыпает и/или спит, начинает грызть ногти, нуждается в вашем постоянном(!) присутствии и т.п.).
Перечисленные ситуации должны стать поводом для консультации у детского психолога.
Отмечу, что и родителям, и детям, свойственно интуитивно избегать раздражителей, которые пугают ребенка, за счёт их устранения или путем игнорирования. Выбирать такую стратегию — означает уменьшать возможности ребенка, в какой-то степени ухудшать его жизненную ситуацию. Например, когда ребенок боится ехать в лифте и просит вас ходить пешком, то поощряя такое поведение, вы не даете малышу возможности почувствовать свою силу в преодолении страха, а это, в свою очередь, не способствует формированию уверенности в себе и адекватной самооценке в дальнейшем. Для ребенка полезнее, если родитель станет мягко поощрять (в меру мотивации и возможностей ребенка) «встречу» со страхом, создавая безопасное пространство и поддерживая верой в его возможности.

Автор: Виктория Мельникова